САМАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ЗДАНИЯ

ПО МАТЕРИАЛАМ САМАРСКИХ ИЗДАНИЙ

 

Открытый театр был по счету вторым со времени основания города. Первый Самарский театр был построен в 1965 году близ нынешнего Александровского сквера. Он был деревянным и просуществовал до 1886 года, когда Думою решено было театр этот, по ветхости своей грозивший уже падением, разобрать, и взамен его устроить новый на площади близ Струковского сада. (Самарские губернские ведомости, № 77 от 05.10.1888)

 

По прочтении акта осмотра театрального здания, гласный Ященко обратил внимание Городской Думы на совершенное неудобство и даже опасность театрального здания, пришедшего в ветхость, полагая необходимым на ту же комиссию возложить предварительное рассмотрение вопроса об устройстве нового театрального здания ж высказал мысль, что в настоящее время представляется удобный для того случай. (ЖСДГ № 5 от 4.04.1883)

 

3 марта 1886 года комиссией в составе Губернского архитектора Иностранцева, младшего инженера Хилинского, младшего архитектора Зелях, Городской головы Алабина, городского архитектора Гордеева, членов Городской управы Арычкина и Грачева и Полицмейстера Праведникова здание театра было признано непригодным для дальнейшего посещения публики. Вследствие этого Городская Управа признала необходимым постройку нового здания театра, существующее же здание театра сломать. Дума постановила поручить вопрос о постройке театра комиссии в составе: П.В.Алабин (председатель), Н.С.Арычкин, Н.И.Бюрно, А.Д.Грачева, Л.Н.Ященко, А.Д.Соколова, К.П.Молгачева и К.К.Позерн. (ЖСДГ № 13 от 04.04.1886)

 

Комиссия пришла к следующему решению: 1. Здание театра должно вмещать не менее 600 зрителей; 2. Здание должно быть кирпичным со всеми новейшими противопожарными приспособлениями; 3. Сооружение театра предполагается на площади между Струковским садом и женским монастырем, на месте Высочайше для этого назначенном; 4. Принимая во внимание, что архитектор Чичагов построил несколько театров, из которых проект театра Корша в Москве заслуживает общее одобрение, Комиссия нашла необходимым войти с г.Чичаговым в переговоры относительно составления планов и сметы театра, для чего предложено г.Чичагову немедленно приехать в Самару. Дума утвердила доклад комиссии. (ЖСДГ № 34 от 24.10.1886)

 

 

По совещании с прибывшим из Москвы Чичаговым Дума пришла к следующему заключению: 1. Следует строить театр с вместимостью зрительного зала на 1000 человек со всеми необходимыми помещениями для декораторской, бутафорской, уборных, конторы администрации, библиотеки, фойе, буфета и пр. Стоимость постройки театра по заверению Чичагова обойдется не более 75000 рублей; 2. Все чертежные и живописные работы, необходимые для сооружения театра, равно как и наблюдение за сооружением театра принимает на себя Чичагов за 5000 рублей, а в случае если его помощником будет Городской архитектор, то 4500 рублей. Гласные Ященко, Злобин, Санин и др. заявили, что в виду постоянного и быстро увеличивающегося роста населения Самары следует строить театр вместимостью не в 1000, а в 1300 человек. Дума постановила: Здание театра устроить на 1300 человек, составление планов и чертежей, а равно и наблюдение за сооружением поручить архитектору г.Чичагову. (ЖСДГ № 35 от 05.11.1886)

 

К декабрю 1886 года чертежи на строительство были готовы. Театральная комиссия нашла, что: 1. План и фасад во всех частях вполне удовлетворяют требованиям; 2. Смета соответствует существующим в Самаре ценам на строительные работы. Городская Управа также нашла, что план и фасад театра своим изяществом, строгою пропорцией и вообще архитектурными достоинствами вполне отвечают значению Самары, весьма сурьезному в виду несомненной лучшей будущности, его ожидающей! Внутреннее расположение всех частей здания не оставляет желать ничего лучшего. Сооружение театра должно иметь такое движение, чтобы сооружение это было окончено к осени будущего года. (ЖСДГ № 38 от 02.12.1886)

 

Для проведения строительства театра были вызваны желающие принять на себя сооружение театра за определенную сметой сумму в 84900 рублей с тем, чтобы работы были закончены к 1 сентября 1887 года. На торги явились только московские подрядчики Захаров и Лобозов, согласившиеся вести стройку за указанную сумму, но с условием окончить сооружение не к 1 сентябрю, а к 1 ноябрю 1887 года. После длительных и горячих споров Дума постановила: Не принимать условий московских подрядчиков и произвести стройку хозяйственным способом в течение двух лет. Удлинение срока связывается с необходимостью просушки кладки здания. (ЖСДГ № 1 от 19.01.1887)

 

 

 По результатам торгов на производство каменных работ Дума постановила: Утвердить каменные кладки театра за Дьячковым Степаном Ивановичем, а бутовые работы и облицовка фундамента цокольным камнем за мещанином Кошелевым Михаилом Васильевичем. (ЖСДГ № 4 от 10.02.1887)

 

Для организации строительства театра хозяйственным способом Дума утвердила комиссию в следующем составе: А.С.Злобин, К.П.Молгачев, Я.С.Краснов, Е.Т.Кожевников, К.K.Позерн, А.М.Михайлов. (ЖСДГ № 6 от 03.03.1887)

 

Городской Голова доложил, что многие граждане Самары выразили желание видоизменить фасады здания, в целях придания им большей красоты, в первую очередь обращенных к Волге и в противоположную сторону. Это пожелание было передано г.Чичагову. Последний составил новый проект наружного фасада здания, придав ему русский стиль. (ЖСДГ № 9 от 27.03.1887)

 

Комиссия одобрила новый фасад театра. Ввиду песчаного грунта для придания большей устойчивости зданию необходимо расширить бутовую кладку до 3 аршин, что требует дополнительного ассигнования в размере 2941 рублей. Дума требование удовлетворила. (ЖСДГ № 10 от 17.04.1887)

 

22 мая 1887 года произведена торжественная закладка здания театра в присутствии г.Начальника губернии, полного состава Городской Думы и техников Губернского правления. (ЖСДГ № 14 от 05.06.1887)

 

Вследствие значительной покатости местности были возвышены самые толстые как внешние, так и внутренние стены. Поэтому и по ряду других причин на строительство требуется дополнительно 800000 кирпичей, что требует ассигнования 7000 рублей. Дума удовлетворила это требование. (ЖСДГ № 16 от 26.06.1887)

 

Городская Управа представила выработанные ею условия на сдачу в аренду сооружаемого в Самаре театра на три года с 1 октября 1888 года. Условия были одобрены Думой. (ЖСДГ № 31 от 11.12.1887)

 

 

Самарская Городская Управа имеет честь довести до сведения театральных антрепренеров, что окончательный выбор антрепренера для вновь строящегося в Самаре каменного театра, сроком на три года, с зимнего сезона будущего 1888 года, будет произведен Управою 15 февраля 1888 года. К этому числу гг. антрепренеры приглашаются или лично прибыть в Самару, или прислать свои окончательные условия по арендованию Самарского театра. (Самарская газета, № 2 от 03.01.1988)

 

По вопросу устройства сцены в театре Управа обращалась к известнейшим мастерам этого дела: машинисту Императорского Мариинского театра в Петербурге г.Вальцу, машинисту Императорского Малого театра в Москве г.Коноплеву. Они запросили за устройство сцены 18000 и 8000 рублей. Чичагов рекомендовал пригласить из Москвы театрального столярного мастера с артелью рабочих. Это будет значительно дешевле и достаточно для провинциального театра хорошо. С этой целью г.Чичагов советовал пригласить мастера при театре Корша - Родина Мирона Ивановича. Дума постановила вызвать для переговоров Родина М.И. в Самару. Написание для театра главного занавеса и ж пяти основных декораций: леса, избы, зала, улицы и богатой комнаты Управа заказала классному художнику Янову в Москве за 5961 рублей. (ЖСДГ № 4 от 12.02.1888)

 

Антреприза нового Самарского городского театра сдана антрепренеру Казанского театра г.Медведеву на 3 года, считая с осени текущего года. (Самарская газета, № 39 от 18.02.1988)

 

По приезду в Самару Родина была достигнута договоренность на устройство сцены на следующих условиях: затраты на материал 3226 рублей, стоимость работ 2900 рублей. Было решено: 1. Лестницы в подвальные помещения устроить из местного камня (597 рублей); 2. Две парадные лестницы всего в 100 ступеней из тарусского мрамора (2500 рублей), чугунный балясник с одной стороны лестниц (408 рублей); 3. Две боковые лестницы всего в 160 ступеней с двумя площадками из того же мрамора (2250 рублей) и чугунный балясник по одной стороне (320 рублей). (ЖСДГ № 8 от 18.03.1888)

 

Решено приступить к устройству арки между зрительным залом и сценою по проекту Председателя техническо-строительного комитета профессора Жибера. Для партера поставить чугунную мебель по образцу, присланном г.Сан-Галли. Заказ поместить на местном чугунно-литейном заводе Бенке и Ко, ассигновав для этой цели 2260 рублей. (ЖСДГ № 10 от 30.03.1888)

 

 

Нам передают, что театральная комиссия обсуждала на последнем своем заседании 4 апреля, вопрос об освещении нового театра. Она пришла к заключению - освещать сцену электричеством, а зрительный зал, буфет, фойе и пр., а равно и снаружи - газом. Вопрос этот должен получить окончательное утверждение Думой. Нельзя не пожелать, чтобы Дума несколько видоизменила это решение комиссии и решила освещать весь театр электричеством. (Самарская газета, № 76 от 07.04.1888)

 

Комиссия театра пришла к соглашению с инженером г.Словиковским. Сцену г.Словиковский должен освещать электричеством, а остальную внутреннюю часть театра и снаружи - газом. Сила света должна равняться 7 тысячам свечей, причем электричество должно равняться свету 1000 свечей. Вечеровой расход на освещение театра исчислен в 30 рублей. (Самарская газета, № 84 от 15.04.1888)

 

Обсуждался вопрос о способе освещения театра. Рассматривались три способа: газом, электричеством и масляными лампами. Несмотря на весьма горячие дебаты Дума общего решения не составила и оставила вопрос открытым. (ЖСДГ № 13 от 18.04.1888)

 

18 апреля Дума отклонила предложение Соловиковского. Столь долго волновавший гласных вопрос об освещении театра был, наконец, разрешен на заседании Думы 20 мая. Директор Жигулевского пивоваренного завода г.фон-Вакано, предложил Городской Думе освещать театр газом и Дума приняла предложение. (Самарская газета, № 112 от 22.05.1888)

 

На основании доклада Управы для устройства газового освещения Дума пригласила Московского мещанина Коптева, заведующего освещением в театрах Корша и Лентовского в Москве. Ассигнует за работу 1200 рублей и на материалы 5300 рублей. (ЖСДГ № 19 от 17.06.1888)

 

2 августа в Городской Управе состоялись торги на снятие вешалки и буфета в новом театре на срок с 1 сентября этого года по 1 сентября 1891 года. В результате торгов вешалка сдана некому Галимову за 1626 рублей. Арендатор имеет право взимать с каждого посетителя за хранение верхнего платья 10 копеек, в галерее 5 копеек. С посетителей лож плата установлена двоякая: по 30 и 50 копеек смотря по стоимости ложи. Буфет сдан купцу Корнилову за 2402 рубля. (Самарская газета, № 171 от 05.08.1988)

 

Антрепренер нового Самарского Городского театра извещает публику, что открытие театра последует 2 октября. Труппа со всеми служащими сформирована из 80 персон. Спектакли ежедневные. Предлагается подписка на абонемент по чековым книжкам. Подписка продолжится только до 24 сентября, для чего касса театра открыта ежедневно с 2 до 7 часов вечера. (Самарская газета, № 202 от 17.09.1988)

 

 

1 сентября 1988 года совершилось освящение нового театра. После благодарственного молебствия в фойе театра, отслуженного в присутствии Городского головы, гласных Думы и труппы театра. Все помещение театра было окроплено Святой водой. По окончании молебствия, в одной из зал фойе присутствующим был предложен завтрак. На следующий день, 2 сентября, в новом театре труппою известного самарцам П.М.Медведева было дано первое представление. Шла драма Невежина "Вторая молодость", перед которою оркестром музыкантов был исполнен народный гимн. Театр был переполнен зрителями.

 

Здание Самарского городского театра относится по стилистической классификации к псевдорусской архитектуре, с имитацией московского зодчества ХVII века. Его художественный образ построен по симметричной композиции, в которой ведущее место занимают фланкирующие на главном фасаде башни с шатровыми крышами, характерными для боярских хором и теремов. Венчающая часть главного фасада, особенно башен, имеет богатое убранство в форме многоярусной структуры декоративных средств русского зодчества: "бегунцов", "перебрика", орнаментированных спаренных "кокошников" и других элементов. В центре фасада межоконные простенки украшены сплошной многоярусной структурой "дынок".

Художественная сила венчающей части и второго этажа здания подчеркивается лаконичным убранством первого этажа, где архитектурные формы дверей и окон весьма скромно представлены на фоне рустованного поля стены.

Строительство здания осуществлялось подрядным способом. Архитектурно-техническое руководство было возложено на главного архитектора города К.Д.Гордеева и его помощника техника И.П.Куроедова. Архитектор М.Н.Чичагов непосредственного участия в строительстве не принимал.

Здание подверглось капитальной реконструкции в 1967 году. Перестройка улучшила функциональную сторону театра, но отняла от внешнего облика объемно-композиционную и свойственную русскому зодчеству лирическую привлекательность архитектурных форм и деталей.

Представленные открытки с видами Самарского городского театра были выпущены самарскими издательствами Головкина К.П., Васильева А.П., Асмолова В.И., Ясвоина В., Плескова М.Я., Мытника Я.Л., Шанина М., а также издательствами Суворина А.С., "Св.Евгении".

 

 ***